[ Error ]

Обсуждение доклада:

[ Error ]

УДК 005.95

Н.А. Белобородова

ББК 65.291.6-21

 

ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ СБОРА ИНФОРМАЦИИ ПРИ СОЗДАНИИ МОДЕЛИ КОМПЕТЕНЦИЙ

В статье обоснована необходимость использования компетентностного подхода, дана авторская классификация методов сбора информации для разработки модели компетенций. Приведена их характеристика и условия применения.

Ключевые слова: компетентностный подход, методы сбора информации, классификация методов.

N.A. Beloborodova

APPLICATION OF METHODS OF COLLECTION OF INFORMATION AT CREATION OF MODEL OF COMPETENCES

In article need of use of competence-based approach is proved, author's classification of methods of collection of information for development of model of competences is given. Their characteristic and application conditions is provided.

Keywords: competence-based approach, methods of collection of information, classification of methods

 

В связи с трансформацией российской экономики происходит формирование новых требований к профессиональным и личностным качествам трудовых ресурсов. Увеличение доли умственного, творческого труда потребовало от сотрудников различных организаций новых знаний и умений. Значимость персонала многократно возросла, персонал стал стратегическим ресурсом. В этой связи перед кадровыми службами предприятий встала задача, заключающаяся в подборе компетентных работников. А задача системы образования перешла в область подготовки специалистов по компетенциям. Это одна из основных задач болонского процесса.

Основой, позволяющей объединить требования бизнеса, управления персоналом и задачи современного образования, является компетентностный подход, который в настоящее время получил широкое распространение в России.

Необходимость использования компетентностного подхода обусловлена рядом причин.

Во-первых, постоянное снижение барьеров для мобильности трудовых ресурсов во всем мире и, как следствие, растущая трудовая миграция. Возникает объективная необходимость в формировании общих требований к уровню профессиональной компетентности сотрудников из разных стран, имеющих документы об образовании. Эта проблема может быть решена в рамках компетентностного подхода.

Во-вторых, растущая значимость не только профессиональных знаний, но и личных качеств сотрудника в процессе выполнения работы. С течением времени работодатели все больше внимания уделяют таким личностным характеристикам персонала, как способность к обучению и развитию, умение выслушивать и учитывать мнение коллег, способность находить подход к клиенту и т.д. Выявить эти качества позволяет, опять же, применение компетентностного подхода.

В-третьих, необходимость учитывать не только формальное, но и неформальное образование. До недавнего времени при приеме на работу к сотрудникам предъявлялись формальные требования: стаж работы, наличие диплома об образовании, возраст. Однако в настоящее время эти рамки должны быть расширены. Человек в процессе профессиональной деятельности имеет много возможностей для саморазвития и самообразования. Современные работодатели сходятся во мнении о том, что нужно учитывать и активность сотрудника в плане саморазвития. Так в Европе становятся популярными идеи саморазвития, пожизненного образования, придающие особое значение неофициальному и неформальному обучению. Там даже существует Европейская система аккредитации навыков (European Skills Accreditation System).

Таким образом, насущная необходимость использования компетентностного подхода в ежедневной практике управления персоналом, как на государственном, так и на корпоративном уровне, является неопровержимой.

Технология применения компетентностного подхода известна. Однако, в процессе его практической реализации возникает множество вопросов, решением которых занимаются ученые и практики во многих странах мира.

Предметом данного исследования выступают методы выявления компетенций. Каким образом раскрыть нужные для выполнения той или иной работы качества потенциального сотрудника? В какой мере они проявляются у разных исполнителей? Какие качества являются приоритетными, а какие менее значимыми?

В настоящее время известно много методов сбора информации, которые способствуют выявлению необходимых компетенций. Митрофанова Е.А. и Коновалова В.Г дают свою классификацию методов сбора информации [2, с.27-28]. Однако на наш взгляд она является не полной и требует уточнения. Мы попытались сформулировать свою точку зрения на данную проблему и представить классификацию имеющихся методик (рис.).

На наш взгляд, все методы сбора информации, применяемые в процессе разработки моделей компетенций, можно разделить на экспертные методы, опрос, наблюдение и методы, связанные с анализом документов. Их краткая характеристика, достоинства и недостатки, а также условия применения представлены в таблице.

 

Рис. Классификация методов сбора информации

В каждом конкретном случае компания самостоятельно решает, какие методы сбора информации будут использоваться в ходе проекта по внедрению модели компетенций. Эффективность тех или иных методов зависит от многих факторов:

- где предполагается использовать модель компетенций (при подборе, аттестации, мотивации сотрудников или формировании потребности в обучении);

- количество сотрудников, попадающих в исследование;

- наличие в компании корпоративного университета или квалифицированных специалистов, способных провести исследование самостоятельно;

- эффективность взаимоотношений в команде и т.д.

По мнению Боровиковой Н., такой метод как Team Assessment, основанный на технологии Assessment Centre, подходит для оценки команды, группового результата, а также определения соответствия возможностей управленческой команды поставленным перед ней бизнес-задачам [1, с.104-105].

Так в ОАО «РЖД» данный метод используется широко. Однако этому способствует ряд факторов. Во-первых, в компании есть корпоративный университет. А во-вторых, ОАО «РЖД» - крупная компания и затраты на использование такого метода оправданы. Например, к настоящему времени оценку по технологии Assessment Centre прошло порядка 10 тысяч руководителей разных уровней [3, с.32-33].

 

Таблица

Анализ методов сбора информации

Метод сбора информации

Характеристика метода

Преимущества

Недостатки

Условия
применения

1. Интервью с руководителями (является схожим с методом репертуарных решеток)

Проводится опрос руководителей разных уровней на предмет выявления наиболее значимых и важных компетенций в работе подчиненных. Позволяет выявить компетенции, необходимые для качественного выполнения работы

  1. Получение информации из «первых уст»
  2. Получение информации для дальнейшего обучения

1.Требуются затраты времени руководителей

2. Возможно потребуется обучение для проведение интервью

Не имеет ограничений в применении

2. Опрос ключевых сотрудников (является схожим с методом критических инцидентов)

Проводится опрос сотрудников, демонстрирующих лучшие результаты в работе. В ходе интервью сотрудника можно попросить рассказать о реально произошедших случаях, в ходе которых были допущены серьезные ошибки или достигнут успех

1. Передача опыта, который может быть основанием для разработки стандартов поведения или обслуживания

2. Получение информации из «первых уст»

Возможны субъективные оценки

Применяется при наличии ключевых сотрудников

3. «Мозговой штурм»

Коллективное обсуждение компетенций, к которому привлекаются ключевые сотрудники организации и руководители

 

1. Формулировка наиболее важных качеств.

2. Объективное мнение

Сотрудники могут указать на компетенции, которыми не обладают

 

Не имеет ограничений в применении

4. Наблюдение за работой сотрудников

Наблюдение за работой сотрудников с помощью видео-наблюдения или фотографии рабочего дня.

Получение объективной информации

Затратный метод с точки зрения времени и стоимости

Подходит для тех ситуаций, в которых рабочее поведение можно наблюдать

5. Рабочие группы

Проводятся с сотрудниками смежных подразделений, которые могут охарактеризовать наиболее эффективное поведение коллег

Получение объективной информации.

Затратный метод с точки зрения времени

Не имеет ограничений в применении

 

6. Метод прямых атрибутов

Руководителям предлагается из базы данных набор готовых компетенций с их описанием, из которых выбираются наиболее важные

Минимальные затраты времени и средств

1. Вероятность выбора не очень значимых для работников качеств.

2. Соблазн указать большое количество компетенций

Необходимо наличие базы данных по требуемым компетенциям

7. Метод Team Assessment

Привлечение экспертов-наблюдателей (чаще всего консультантов), с помощью которых обеспечивается применение одновременно нескольких методов: тестов, интервью, кейсов и т.д.

Получение комплексной и достоверной информации

Затратный метод с точки зрения стоимости

Исследование большого коллектива, наличие корпоративного университета

8. Анализ

документов

Формулировка компетенций исходя из анализа внутренних документов компании: должностных инструкций, положений о подразделениях, стратегии компании, корпоративного кодекса, стандартов обслуживания или качества, регламентов и т.д.

 

Доступный метод для компаний, не имеющих возможность пригласить сторонних специалистов

Затратный метод с точки зрения времени

Наличие необходимого количества внутренних документов

Некоторые методы в таблице 1 дополняют другу друга и могут использоваться параллельно. Так опрос ключевых сотрудников может сочетаться с методом критических инцидентов, а интервью с руководителями является схожим с методом репертуарных решеток. Однако следует учитывать тот факт, что ни один метод сбора информации в процессе разработки модели компетенций не является исчерпывающим. Для полноты и достоверности получения информации необходимо использовать 2-3 метода. Кроме того, лучше привлекать к процессу разработки моделей компетенций специалистов, имеющих опыт в данной сфере.

В заключении отметим, что представленная классификация не является окончательной и может быть уточнена и дополнена.

Список использованной литературы

1. Боровикова Н. Оцениваем эффективность управленческой команды / Боровикова Н. // Справочник по управлению персоналом. 2014. №2. С.101-107.

2. Митрофанова Е.А., Коновалова В.Г. Управление персоналом: теория и практика. Компетентностный подход в управлении персоналом: учеб.-практич. пособие / под ред. А.Я. Кибанова. – Москва.: Проспект, 2012. – 72с.

3. Награльян А. Оценка и развитие компетенций работников: вектор на опережение / Награльян А. // Справочник по управлению персоналом. 2013. №8. С.29-34.

Информация об авторе

Белобородова Нина Анатольевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: trud.isea@mail.ru

Author

Beloborodona Nina Anatolevna — PhD in Economics, Chair of Labour Economy and Personnel Management, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, -mail: trud.isea@mail.ru