УДК 005.95 | Н.А. Белобородова |
ББК 65.291.6-21 |
|
ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ СБОРА ИНФОРМАЦИИ ПРИ СОЗДАНИИ МОДЕЛИ КОМПЕТЕНЦИЙ
В статье обоснована необходимость использования компетентностного подхода, дана авторская классификация методов сбора информации для разработки модели компетенций. Приведена их характеристика и условия применения.
Ключевые слова: компетентностный подход, методы сбора информации, классификация методов.
N.A. Beloborodova
APPLICATION OF METHODS OF COLLECTION OF INFORMATION AT CREATION OF MODEL OF COMPETENCES
In article need of use of competence-based approach is proved, author's classification of methods of collection of information for development of model of competences is given. Their characteristic and application conditions is provided.
Keywords: competence-based approach, methods of collection of information, classification of methods
В связи с трансформацией российской экономики происходит формирование новых требований к профессиональным и личностным качествам трудовых ресурсов. Увеличение доли умственного, творческого труда потребовало от сотрудников различных организаций новых знаний и умений. Значимость персонала многократно возросла, персонал стал стратегическим ресурсом. В этой связи перед кадровыми службами предприятий встала задача, заключающаяся в подборе компетентных работников. А задача системы образования перешла в область подготовки специалистов по компетенциям. Это одна из основных задач болонского процесса.
Основой, позволяющей объединить требования бизнеса, управления персоналом и задачи современного образования, является компетентностный подход, который в настоящее время получил широкое распространение в России.
Необходимость использования компетентностного подхода обусловлена рядом причин.
Во-первых, постоянное снижение барьеров для мобильности трудовых ресурсов во всем мире и, как следствие, растущая трудовая миграция. Возникает объективная необходимость в формировании общих требований к уровню профессиональной компетентности сотрудников из разных стран, имеющих документы об образовании. Эта проблема может быть решена в рамках компетентностного подхода.
Во-вторых, растущая значимость не только профессиональных знаний, но и личных качеств сотрудника в процессе выполнения работы. С течением времени работодатели все больше внимания уделяют таким личностным характеристикам персонала, как способность к обучению и развитию, умение выслушивать и учитывать мнение коллег, способность находить подход к клиенту и т.д. Выявить эти качества позволяет, опять же, применение компетентностного подхода.
В-третьих, необходимость учитывать не только формальное, но и неформальное образование. До недавнего времени при приеме на работу к сотрудникам предъявлялись формальные требования: стаж работы, наличие диплома об образовании, возраст. Однако в настоящее время эти рамки должны быть расширены. Человек в процессе профессиональной деятельности имеет много возможностей для саморазвития и самообразования. Современные работодатели сходятся во мнении о том, что нужно учитывать и активность сотрудника в плане саморазвития. Так в Европе становятся популярными идеи саморазвития, пожизненного образования, придающие особое значение неофициальному и неформальному обучению. Там даже существует Европейская система аккредитации навыков (European Skills Accreditation System).
Таким образом, насущная необходимость использования компетентностного подхода в ежедневной практике управления персоналом, как на государственном, так и на корпоративном уровне, является неопровержимой.
Технология применения компетентностного подхода известна. Однако, в процессе его практической реализации возникает множество вопросов, решением которых занимаются ученые и практики во многих странах мира.
Предметом данного исследования выступают методы выявления компетенций. Каким образом раскрыть нужные для выполнения той или иной работы качества потенциального сотрудника? В какой мере они проявляются у разных исполнителей? Какие качества являются приоритетными, а какие менее значимыми?
В настоящее время известно много методов сбора информации, которые способствуют выявлению необходимых компетенций. Митрофанова Е.А. и Коновалова В.Г дают свою классификацию методов сбора информации [2, с.27-28]. Однако на наш взгляд она является не полной и требует уточнения. Мы попытались сформулировать свою точку зрения на данную проблему и представить классификацию имеющихся методик (рис.).
На наш взгляд, все методы сбора информации, применяемые в процессе разработки моделей компетенций, можно разделить на экспертные методы, опрос, наблюдение и методы, связанные с анализом документов. Их краткая характеристика, достоинства и недостатки, а также условия применения представлены в таблице.
Рис. Классификация методов сбора информации
В каждом конкретном случае компания самостоятельно решает, какие методы сбора информации будут использоваться в ходе проекта по внедрению модели компетенций. Эффективность тех или иных методов зависит от многих факторов:
- где предполагается использовать модель компетенций (при подборе, аттестации, мотивации сотрудников или формировании потребности в обучении);
- количество сотрудников, попадающих в исследование;
- наличие в компании корпоративного университета или квалифицированных специалистов, способных провести исследование самостоятельно;
- эффективность взаимоотношений в команде и т.д.
По мнению Боровиковой Н., такой метод как Team Assessment, основанный на технологии Assessment Centre, подходит для оценки команды, группового результата, а также определения соответствия возможностей управленческой команды поставленным перед ней бизнес-задачам [1, с.104-105].
Так в ОАО «РЖД» данный метод используется широко. Однако этому способствует ряд факторов. Во-первых, в компании есть корпоративный университет. А во-вторых, ОАО «РЖД» - крупная компания и затраты на использование такого метода оправданы. Например, к настоящему времени оценку по технологии Assessment Centre прошло порядка 10 тысяч руководителей разных уровней [3, с.32-33].
Таблица
Анализ методов сбора информации
Метод сбора информации | Характеристика метода | Преимущества | Недостатки | Условия |
1. Интервью с руководителями (является схожим с методом репертуарных решеток) | Проводится опрос руководителей разных уровней на предмет выявления наиболее значимых и важных компетенций в работе подчиненных. Позволяет выявить компетенции, необходимые для качественного выполнения работы |
| 1.Требуются затраты времени руководителей 2. Возможно потребуется обучение для проведение интервью | Не имеет ограничений в применении |
2. Опрос ключевых сотрудников (является схожим с методом критических инцидентов) | Проводится опрос сотрудников, демонстрирующих лучшие результаты в работе. В ходе интервью сотрудника можно попросить рассказать о реально произошедших случаях, в ходе которых были допущены серьезные ошибки или достигнут успех | 1. Передача опыта, который может быть основанием для разработки стандартов поведения или обслуживания 2. Получение информации из «первых уст» | Возможны субъективные оценки | Применяется при наличии ключевых сотрудников |
3. «Мозговой штурм» | Коллективное обсуждение компетенций, к которому привлекаются ключевые сотрудники организации и руководители
| 1. Формулировка наиболее важных качеств. 2. Объективное мнение | Сотрудники могут указать на компетенции, которыми не обладают
| Не имеет ограничений в применении |
4. Наблюдение за работой сотрудников | Наблюдение за работой сотрудников с помощью видео-наблюдения или фотографии рабочего дня. | Получение объективной информации | Затратный метод с точки зрения времени и стоимости | Подходит для тех ситуаций, в которых рабочее поведение можно наблюдать |
5. Рабочие группы | Проводятся с сотрудниками смежных подразделений, которые могут охарактеризовать наиболее эффективное поведение коллег | Получение объективной информации. | Затратный метод с точки зрения времени | Не имеет ограничений в применении |
6. Метод прямых атрибутов | Руководителям предлагается из базы данных набор готовых компетенций с их описанием, из которых выбираются наиболее важные | Минимальные затраты времени и средств | 1. Вероятность выбора не очень значимых для работников качеств. 2. Соблазн указать большое количество компетенций | Необходимо наличие базы данных по требуемым компетенциям |
7. Метод Team Assessment | Привлечение экспертов-наблюдателей (чаще всего консультантов), с помощью которых обеспечивается применение одновременно нескольких методов: тестов, интервью, кейсов и т.д. | Получение комплексной и достоверной информации | Затратный метод с точки зрения стоимости | Исследование большого коллектива, наличие корпоративного университета |
8. Анализ документов | Формулировка компетенций исходя из анализа внутренних документов компании: должностных инструкций, положений о подразделениях, стратегии компании, корпоративного кодекса, стандартов обслуживания или качества, регламентов и т.д.
| Доступный метод для компаний, не имеющих возможность пригласить сторонних специалистов | Затратный метод с точки зрения времени | Наличие необходимого количества внутренних документов |
Некоторые методы в таблице 1 дополняют другу друга и могут использоваться параллельно. Так опрос ключевых сотрудников может сочетаться с методом критических инцидентов, а интервью с руководителями является схожим с методом репертуарных решеток. Однако следует учитывать тот факт, что ни один метод сбора информации в процессе разработки модели компетенций не является исчерпывающим. Для полноты и достоверности получения информации необходимо использовать 2-3 метода. Кроме того, лучше привлекать к процессу разработки моделей компетенций специалистов, имеющих опыт в данной сфере.
В заключении отметим, что представленная классификация не является окончательной и может быть уточнена и дополнена.
Список использованной литературы
1. Боровикова Н. Оцениваем эффективность управленческой команды / Боровикова Н. // Справочник по управлению персоналом. 2014. №2. С.101-107.
2. Митрофанова Е.А., Коновалова В.Г. Управление персоналом: теория и практика. Компетентностный подход в управлении персоналом: учеб.-практич. пособие / под ред. А.Я. Кибанова. – Москва.: Проспект, 2012. – 72с.
3. Награльян А. Оценка и развитие компетенций работников: вектор на опережение / Награльян А. // Справочник по управлению персоналом. 2013. №8. С.29-34.
Информация об авторе
Белобородова Нина Анатольевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: trud.isea@mail.ru
Author
Beloborodona Nina Anatolevna — PhD in Economics, Chair of Labour Economy and Personnel Management, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, -mail: trud.isea@mail.ru