[ Error ]

Обсуждение доклада:

[ Error ]
УДК 331.108
Т.В. Евстратова
ББК 65.24
 

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье рассматривается история развития исследований корпоративной культуры в России и за рубежом.

Ключевые слова: корпоративная культура, история развития корпоративной культуры, организационная культура в России

T.V. Evstratova

THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF CORPORATE CULTURE

The article deals with the history of development of researches of corporate culture in Russia and abroad.

Keywords: corporate culture, the history of the development of corporate culture, organizational culture

В настоящее время бизнес в обществе является очень сложным, быстро меняющимся, разнообразным. Современное общество предъявляет к бизнесменам, руководителям организаций очень высокие требования, которые очень быстро меняются с течением времени, от организаций требуется большая гибкость и адаптивность к условиям как внешней, высоко конкурентной, так и внутренней среды.

Если раньше большое значение уделялось производственным факторам, условиям труда, то сейчас на первое место выходят вопросы лидерства, психологического климата в организации, удовлетворенности сотрудников работой.

Наше общество становится информационным, большое значение приобретает стратегия развития компании, ее миссия, имидж, как на рынке товаров и услуг, так и на рынке труда, как работодателя. Поэтому роль корпоративной культуры в настоящее время очень высока. В научной и деловой среде признана ее важность и необходимость в успешном развитии компаний.

Основной частью любой организации составляют люди, которые занимаются совместным трудом, поэтому корпоративная культура всегда была в организациях, независимо от того, понимали это или нет. Очень часто в организациях эффект от новых стратегий и методик работы был заметно ниже ожидаемых, поэтому интерес к культуре организации был всегда.

Корпоративная культура является одним из базовых понятий в менеджменте, но только в последнее время она стала одним из главных показателей управления поведением в организации, и ее развития.

Само понятие корпоративной культуры вошло в обиход в начале 20-х годов прошлого столетия. Именно в это время в мире произошло понимание того, что необходимо упорядочить взаимоотношения внутри больших организаций, осознать их значимость и необходимость для экономических и социальных взаимодействий. Возникла необходимость определить место таких взаимоотношений в инфраструктуре экономических, торговых, культурных связей.

Само понятие «корпоративный дух» обсуждался еще в XIX веке, М. Файоль называл его одним из базовых элементов успешного управления предприятием [2]. Он писал: «Союз — это сила. А она является результатом гармонии персонала.» [3].

По одним данным понятие корпоративной культуры ввел Х. Мольтке – немецкий генерал-фельдмаршал, при этом он описывал офицерскую среду.

По другим версиям понятие «организационной культуры было введено советским ученым, директором Центрального института труда при ВЦСПС СССР Гастевым А.К., который высказывал мнение, что «культура производительности труда является предпосылкой его трудовой культуры» [4].

А уже через несколько лет начал проводить свои исследования Элтон Мэйо, которые получили название «Хоторнские эксперименты». Они проводились в штате Иллинойс, в период с 1925 по 1932 годы на одном из местных заводов. Эти исследования изначально имели цель выяснить влияние освещенности и других условий труда на производительность рабочих. Однако в ходе его проведения, практически уже после первых двух этапов выяснилось, что помимо освещения и условий труда имеют значения и другие факторы.

По результатам анонимного опроса было выявлено, что большое влияние на рабочих имеют негласные нормы поведения, принятые на заводе, причем, многие из них способствовали торможению некоторых указаний руководства. В результате таких исследований было выяснено, что на производительность труда большое влияние оказывают не только экономические, производственные, технические аспекты, но и факторы человеческих взаимоотношений, общения в коллективе. Кроме того, в ходе был выявлен, так называемый «Хоторнский эффект», явление, когда участники эксперимента в самом начале работают слишком хорошо и показывают более высокие результаты, в силу осознания того, что они участвуют в эксперименте, из-за эффекта новизны.

Во второй половине двадцатого века понятие корпоративной культуры уже прочно вошло в лексикон руководителей разного уровня. Одни из них видели в ней причины неудач в управлении организацией, другие искали в ней источник ресурсов повышения производительности труда, третьи считали невозможным управлять организацией в полном объеме без учета корпоративной культуры. И первые, и вторые, и третьи признавали факт существования культуры в организации и необходимости ее учитывать и изучать.

Уже в 30-е годы 20-го века стали появляться различные теории сущности организационной культуры, в настоящее же время интерес к этой тематике вырос в несколько раз.

В 1970-1980 годах проводились большие исследования корпоративной культуры на таких больших предприятиях, как IBM, которая имеет свои подразделения в разных странах мира. А позднее опыт таких исследований стал распространяться на другие страны мира.

В ряде исследований У. Оучи, Т. Питерса [4], проведенных в различных крупных корпорациях было научно доказано, что в тех организациях, где сильная и развитая и идеология, конкурентные преимущества намного выше, чем в организациях со слабой организационной культурой. Все это, вместе взятое, резко повысило интерес к этой тематике.

На смену старым идеологиям, пропагандировавшим такие ценности, как «иерархия», «послушание», «дисциплина», «власть» стали приходить новые: «совместное участие», «самоопределение», «коллектив», «децентрализация». Под новые ценности необходимо было подвести теоретическую базу. Именно по этой причине в середине 80-х годов стали появляться серьезные научные труды по этому вопросу.

Такое явление как организационная культура очень многоплановое, в нем сочетается и психология, и управление персоналом, и экономика, и социология, поэтому достаточно сложно назвать основоположника, но чаще всего называют социолога Толкотта Парсонса, который описывал организацию как социальную систему. Его теория была достаточно точной, но очень сложной для понимания основной массы менеджеров и руководителей. Именно по этой причине она не получила столь широкого распространения.

В 90-е годы появилась другая теория, которая стала более распространена среди специалистов, ее создателем явился психолог Эдгар Шейн, который выпустил в 1992 году научный труд под названием «Организационная культура и лидерство» («Organizational Culture and Leadership»). Он смог в своей работе совместить теорию и практику и создал собственную методику исследования. Благодаря своему доступному и понятному языку этот труд стал очень популярен среди управленцев, а его методика – классической.

Теме корпоративной культуры на западе стало уделяться очень большое значение, так как благодаря исследованиям был доказан как сам факт наличия этого явления в любой организации, так и так и зависимость от нее успешности самой организации.

Однако данному вопросу уделялось внимание не только в Америке и Европе, но и в СССР, только, в отличии от других стран, наши ученые не могли легко воспользоваться результатами исследований западных ученых. Начиная с 20-х годов и до начала перестройки в нашей стране этому вопросу уделялось большое внимание, называлось это «культура производства и труда». За этот период было выпущено много научных работ, посвященных данной теме.

Вопросы лидерства в коллективе, влияния коллектива на личность, роль идеологии на производстве, психологический климат в организации — это далеко не полный перечень тех вопросов, которые рассматривались в то время. Все это является составной частью корпоративной культуры.

Вопросы идеологии в СССР имели раньше время большое значение, поэтому многие работы имели такой недостаток, как не очень научная аргументация выводов. Труды таких советских ученых, как В. Ольшанский, С. Белановский были основаны на работе отечественных предприятий, поэтому современные специалисты до сих пор пользуются их наработками, так как простое копирование западных методик в наших российских условиях далеко не всегда приводит к положительным результатам, а иногда и наоборот, к отрицательным.

В нашей стране работает множество организаций, имеющих хорошую и сильную корпоративную культуру, особенно с длительной историей, например ОАО «Иркутскэнерго», «Мобильные телесистемы» («МТС») и другие.

Из современных авторов, изучающих корпоративную культуру можно отметить таких как Спивак В.А., который первый выпустил в России отельную книгу, которая посвящена исключительно культуре организаций [6], Пригожин А.И. , Андреева Г.М., изучающая психологические аспекты формирования корпоративной культуры.

Также большой вклад в развитие изучения корпоративной культуры внесла Соломанидина Т.О., которая разработала собственную методику определения типа корпоративной культуры, применимую к нашим российским условиям [5].

В настоящее время в нашей стране накоплен достаточно большой опыт исследований и изучения корпоративной культуры в российских условиях и развитие этой темы активно продолжается.

Теория организационной культуры развивается достаточно высокими темпами, так как этот вопрос достаточно актуален в настоящее время. Современные управленцы ищут новые источники роста успешности компаний и производительности труда работников, и корпоративная культура в этом ракурсе предоставляет достаточно много новых возможностей.

Список используемой литературы

1. Гастев А.К. Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда / Под общей ред. Н.М. Бахарова. ‑ М.: Экономика, 1972. —279 с.

2. Занковский А.Н. Организационная психология: учеб. пособие для вузов: рек. Росс. Акад. Образования /  А.Н. Занковский. - М.: Флинта, МПСИ. - 2000. - 647с.

3. Остаркова И. Победа разума над хаосом / И. Остаркова  // Сообщение. — 2001. — № 11 — с. 14-17.

4. Питерс Т.Дж. В поисках совершенства: уроки самых успешных компаний Америки [Текст] = In Search of Excellence: Lessons from America's Best-Run Companies: пер. с англ.  / Томас Дж. Питерс и Роберт Х. Уотерман мл. - М.: Вильямс, 2005. – 558 с.

5. Соломанидина Т.О. Организационная культура в таблицах, тестах, кейсах и схемах / Т.О. Соломанидина : учеб. пособие для вузов / Т.О. Соломанидина. ‑ М.: ИНФРА-М, 2009. - 395 с.

6. Спивак В.А. Корпоративная культура / В.А. Спивак . ‑ СПб.: Питер, 2001. – 352 с.

Информация об авторе

Евстратова Туяна Владимировна — магистрант Байкальского государственного университета и права, 664003 г. Иркутск, ул. Ленина, 11, факультет Экономики труда и управления персоналом, email: kokorichsoboleva@mail.ru

Author

Evstratova Tuyan Vladimirovna — the undergraduate of the Baikal state university and the right, 664003 g Irkutsk, Lenin St., 11, the specialty "Economy and Work Sociology", email: kokorichsoboleva@mail.ru