[ Error ]

Обсуждение доклада:

[ Error ]
УДК 658
Иванов И.Я.
ББК 65.2/4
 
Кластеры ключевых профессиональных компетенций
персонала диверсифицированных предприятий
среднего бизнеса
[1]

В статье представлены выделенные автором ключевые профессиональные компетенции персонала, играющие определяющую роль в успехе стратегии диверсификации предприятия среднего бизнеса. Данные компетенции сгруппированы в пять кластеров, описано содержание каждого кластера.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, персонал, диверсификация, предприятия среднего бизнеса.

Ivanov I.J.

Clusters of key professional staff competencies
of diversified companies of mid-sized business

The article presents the author selected key professional competence of the staff, playing a decisive role in the success of the diversifying strategy of the mid-sized company. These competencies are grouped into five clusters, described the content of each cluster.

Keywords: professional competence, staff, diversification, mid-sized company.

Стратегия диверсификации применяется многими предприятиями среднего бизнеса. При этом успех реализации данной стратегии зависит от многих факторов. К основным факторам относится качество человеческих ресурсов, используемых в проекте диверсификации, в частности, наличие у персонала определенных профессиональных компетенций.

О значимой роли компетенций персонала в достижении стратегических целей диверсификации говорят некоторые исследователи. Например, Е.А. Дружинин, М.В. Кравченко, Б.В. Гайдабрус, исследуя компетенции организации и сотрудников в процессе стратегии диверсификации, пишут: «Многочисленные исследования последних лет в области стратегического менеджмента показывают, что диверсификация производства выступает как одно из основных направлений стратегического развития предприятия, а успех в конкурентной борьбе сильно зависит от эффективности процесса управления компетенциями». [1, С.4-8]. Еще одним косвенным доказательством значимой роли компетенций в диверсификации является исследование С.В. Киселева, в котором предлагается использовать систему сбалансированных показателей в стратегии диверсификации. Как известно, в этой системе выделен модуль «развитие и обучение», через который автор выходит на важность компетенций персонала в достижении стратегических показателей диверсификации. [2]

Действительно, при описании опыта диверсификации нередко в качестве важнейшего условия называется наличие перспективных, представляющих стратегический интерес, ключевых корпоративных компетенций [4]. Под ключевыми компетенциями предприятия понимают совокупность различных ресурсов, технологий, систем, процессов, условий, обладающих уникальными характеристиками, которые отличают данное предприятие от других предприятий и наличие которых делает его конкурентоспособным в стратегическом аспекте [3]. В структуре корпоративных компетенций имеются человеческие ресурсы, обладающие определенными количественными и качественными параметрами, включая компетенции персонала. В этой связи важно выделять именно ключевые профессиональные компетенции персонала как стратегические ресурсы организации, оказывающие существенное влияние на её конкурентоспособность и развитие.

На диверсифицированных средних предприятиях появляются потребности в особого рода компетенциях. Так как в научной литературе отсутствует описание содержания компетенций персонала диверсифицированных предприятий среднего бизнеса, то автором предложена группировка этих компетенций, проведенная на основе практического исследования методом опроса экспертов двадцати средних предприятий Омска, использовавших стратегию диверсификации.

Набор этих компетенций нами сформирован с учетом особенностей диверсификации предприятия среднего бизнеса. Обоснование актуальности компетенций приведено в таблице. В ней обобщены все значимые для диверсифицирующегося предприятия задачи и процессы, которые формируют актуальность компетенций. Необходимо отметить, что уровень данных компетенций может отличаться при разных видах диверсификации. Чем более глубокая диверсификация, охватывающая разнородные сферы бизнеса, сопровождающаяся активным движением имеющегося в основном бизнесе персонала – тем более востребованными окажутся выделенные компетенции, тем выше должен быть уровень их проявления.

Таблица

Обоснование совокупности компетенций в зависимости от актуальных
кадровых процессов и задач диверсифицирующегося предприятия

Актуальные кадровые процессы и задачи
диверсифицирующегося предприятия

Значимые компетенции персонала

Формирование команды проекта диверсификации, генерирование идей по диверсификации

Вовлечение персонала в разработку стратегии диверсификации

Необходимость постоянного анализа внутренней и внешней среды, гибкой адаптации к среде

Управление диверсифицированным проектом

Навыки и опыт проектов диверсификации

Группа компетенций по объектам, субъектам, процессам и среде управления проектом диверсификации

Группа поведенческих компетенций в команде проекта диверсификации

Перевод персонала на новые диверсифицированные направления, кардинальная смена и  освоение новых видов деятельности

Повышенные нагрузки в период запуска и освоения нового диверсифицированного бизнеса

Расширение функций, включение новых функций по обслуживанию вновь появившегося направления

Смена функций, появление новой зоны ответственности по обслуживанию нового диверсифицированного направления

Обновление коллектива или переход в новый коллектив в связи с новым местом работы на диверсифицированном направлении

Появление новых форм занятости в связи с диверсификацией

Частые переходы на новые участки диверсифицированных бизнес-процессов, интенсивные горизонтальные перемещения

Сложные и трудно прогнозируемые карьерные движения, гибкие карьерные траектории

Вхождению в новую корпоративную культуру или необходимость участвовать в реорганизации культуры

Повышенные риски: карьерные, финансовые, репутационные и пр.

Изменения кадровых технологий в связи с диверсификацией

Мотивация к временной занятости в проекте

Мотивация к изменениям

Ценности успеха, карьеры

Потребность в достижениях

Потребность в признании

Денежная мотивация

Способность легко и быстро устанавливать контакты в часто меняющейся среде

Навыки конструктивного поведения в конфликтах и кризисах

Предпринимательские способности и коммерческое мышление

Знание и понимание механизмов инноваций

Способность к генерированию новых идей, продуктов, технологий

Инициативность

Лидерство в инновациях

Динамичность и креативность мышления

Открытость, профессиональное развитие

Быстрая адаптация к новому (функциям, рабочему месту, людям)

Эмоциональный интеллект

Способность достигать цели в новой рабочей среде

Стрессоустойчивость, способность противостоять давлению новых факторов среды

Вся совокупность компетенций разделена нами на пять укрупненных кластеров в зависимости от их содержательного наполнения (рис.). Под кластером в широком смысле понимается (англ. cluster скопление) - объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами. Выделение кластеров поможет более обоснованно подойти к формированию компетенций, сгруппировать методы формирования в зависимости от кластеров.

Рис. Пять кластеров профессиональных ключевых компетенций
персонала диверсифицированных предприятий

Кластер проектных компетенций занимает центральное место, так как диверсификация реализуется в виде проектов, что делает актуальными такие компетенции, как: знание, навыки и опыт проектов диверсификации; способность согласовывать цели проекта с целями компании; навыки управления интересами участников проекта, навыки обеспечения проектной эффективности, способность достигать цели в ограниченные сроки; навыки управления проектными ресурсами; навыки управления функциональными областями проекта; умение поддерживать внутри и межпроектные связи; командная работа; мотивация к временной занятости в проекте и прочие, которые обычно объединяют в две группы – поведенческие компетенции и компетенции реализации функциональных областей и систем управления проектами.

Инновационные компетенции напрямую связаны с ключевыми корпоративными компетенциями в области инноваций. В этот кластер можно отнести: предпринимательство и коммерческое мышление; знание и понимание механизмов инноваций; способность к генерированию новых идей, продуктов, технологий; лидерство в инновациях; динамичность и креативность мышления.

В связи с тем, что диверсификация предполагает кардинальные инновационные преобразования, значение приобретают адаптивные компетенции: мобильность, открытость, способности к профессиональному развитию, быстрая приспосабливаемость к новому (функциям, рабочему месту, людям), эмоциональный интеллект, способность достигать цели в новой рабочей среде, стрессоустойчивость, способность противостоять давлению новых факторов среды и пр.

Все названные кластеры компетенций не дадут нужного эффекта без запуска мотивационных компетенций: мотивации к изменениям, ценности успеха и карьеры, потребность в достижениях и признаниях, денежная мотивация.

Необходимость оперативно включаться в новые бизнес-процессы и коллективы, устанавливать новые взаимосвязи делает значимыми коммуникативные компетенции: способность легко и быстро устанавливать контакты в часто меняющейся среде, навыки конструктивного поведения в конфликтах и пр.

Таким образом, анализ положения ключевых компетенций персонала в системе ключевых компетенций организации, обобщение кадровых процессов и задач, остро стоящих перед диверсифицирующимися предприятиями, предоставили возможность сформулировать набор ключевых компетенций персонала, а далее разделить его на пять кластеров. Кластерный подход к группировке и обоснованию содержания компетенций позволил выделить пять приоритетных зон развития компетенций: проектные, инновационные, адаптивные, мотивационные и коммуникативные группы компетенций. Эти компетенции объединены в кластеры по признаку их содержательного наполнения. Выделение кластеров будет способствовать сосредоточению внимания на формировании именно тех компетенций, которые наиболее важны с точки зрения успеха диверсификации.

Список использованной литературы

1. Дружинин Е.А., Кравченко М.В., Гайдабрус Б.В. Реализация стратегии диверсификации на основе управления компетенциями предприятия и его сотрудников. / Дружинин Е.А., Кравченко М.В., Гайдабрус Б.В. // Восточно-Европейский журнал передовых технологий. – 2012. – № 1/11 (55) С.4–8.

2. Киселев С.В. Стратегическое управление диверсифицированной компанией на основе системы сбалансированных показателей. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Специальность 08.00.05 – «Экономика и управление народным хозяйством» (Теория управления экономическими системами) [Электронный ресурс] / С.В. Киселев // URL: http://elibrary.finec.ru/materials_files/refer/ A6261_b.pdf (дата обращения: 29.03.2013).

3. Прахалад К. Создание ключевых компетенций и их использование / К. Прахалад // Прахалад, К. Курс МВА по стратегическому менеджменту / К. Прахалад, Л. Фаэй, Р. Рэнделл. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2007. - С. 352-376.

4. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление : Учеб. пособие по техн. и экон. специальностям / Р. А. Фатхутдинов. – М. : ИНФРА-М, 2000. – 311с.

Информация об авторах

Иванов Илья Яковлевич — аспирант, экономический факультет, ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского», 644077, г. Омск, ул. Пр. Мира, 55, e-mail: apenkosn@ya.ru

Author

Ivanov Ilya Jakovlevich – Postgraduate, Faculty of Economics, , Omsk F.M. Dostoevsky State University, Prospekt Mira str., 55, Omsk, 644077, e-mail: apenkosn@ya.ru



[1] Работа проведена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ, в рамках государственного задания ВУЗам в части проведения научно-исследовательских работ на 2014-2016 гг., проект № 2378